Тема 2. Современное население мира и его хозяйственная деятельность

1. Дайте определение понятия.

Демография — наука о населении, его структуре, количестве и динамике.

2. Укажите основные показатели качества жизни населения мира. Для выполнения задания используйте материал учебного пособия (§ 14).

  • Средняя продолжительность жизни и состояние здоровья,
  • профессиональный уровень, образования,
  • возрастная структура,
  • средние доходы населения,
  • условия жизни и обеспечение жильём.

3. Подтвердите или опровергните тезис: «Показатели качества жизни населения неразрывно связаны друг с другом. Изменение одного из них ведет к изменению качества жизни в целом». Аргументируйте свою точку зрения.

Тезис верный, т.к. показатели вытекают друг из друга. Например, смещение возрастной структуры в сторону детей влияет на показатели уровня образования, средние доходы (они будут снижаться, т.к. дети не задействованы в хозяйственной деятельности), соответственно понижается и качество жизни.

4. Сформулируйте определение понятий.

Мировые религии — одна из исторических форм развития религии (христианство, ислам, буддизм).

Национальные религии — сложившиеся в рамках определённых государств и не получившие заметного распространения у других народов.

Традиционные религии — религии народов, изначально живых на территории какого-либо государства.

5. Среди представителей какого из перечисленных народов не получила распространения ни одна из мировых религий?

  • Евреи;
  • китайцы;
  • французы;
  • арабы;
  • хиндустанцы.

6. Приведите в соответствие страны и господствующие в них религии.

1 — Г, 2 — Б, 3 — В, 4 — А

7. Ниже перечислены зоны конфликтов, в возникновении и протекании которых большое значение имеет религиозное самосознание конфликтующих сторон.

  1. Северная Ирландия;
  2. Кашмир;
  3. Израиль;
  4. Нагорный Карабах.

Назовите противоборствующие стороны конфликтов.

  1. католики и протестанты;
  2. мусульмане и евреи (Палестина/Израиль);
  3. мусульмане и индуисты (Индия/Пакистан);
  4. азербайджане и армяне.

Охарактеризуйте причины конфликтов.

  1. религиозный конфликт между католиками и протестантами;
  2. политический конфликт, где столкнулись интересы Израиля, Ливана, арабских и других стран;
  3. территориальный конфликт между Индией и Пакистаном за область Кашмир
  4. территориальный и этнический конфликт между непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджаном.

8. Проанализируйте политическую карту мира и карту «Распространение религий» (с. 14—15, 19 атласа). Заполните таблицу. Преобладающую религию в стране отметьте знаком «+».

Распространение религий в некоторых странах мира

Страна Православие Католицизм Протестантизм Ислам Буддизм Индуизм Конфуцианство Иудаизм
Беларусь $+$              
США     $+$          
Польша   $+$            
Китай             $+$  
Индия           $+$    
Иран       $+$        
Израиль               $+$
Бразилия   $+$            

9. Дополните схему «Элементы духовной культуры». Для выполнения задания используйте материал учебного пособие (§ 17).

  • Литература
  • театр
  • музыка
  • архитектура
  • живопись
  • религия
  • художественные промыслы

10. Обозначьте на контурной карте нижеперечисленные зоны конфликтов и территориальных споров.

а) Индия и Пакистан из-за штата Джамму и Кашмир;
б) Индия и Китай из-за границы в Гималаях;
в) Ирак и Иран из-за территории;
г) Абхазия и Грузия из-за территории;
д) Кипр и Турция;
е) Россия и Япония из-за Курильских островов.

Как региональные конфликты влияют на геополитическое положение страны?

Негативно сказываются на геополитическом положении, т.к. нарушаются экономические, транспортные связи и т.п.

Какую роль играет ООН в урегулировании конфликтов?

ООН предпринимает попытки мирного урегулирования конфликтов, использует политические санкции к противоборствующим странам либо применяет армию миротворцев.

11. Заполните таблицу, используя материал учебного пособия (§ 21).

Типология стран мира

Тип стран Характерные черты Примеры стран
Развитые ВВП >  тыс. на душу населения, низкая доля с/х в структуре экономики и высока доля сферы услуг США, Германия, Франция, Великобритания
С переходной экономикой бывшие социалистические страны и большинство стран СССР Украина, Беларусь, Узбекистан
Развивающиеся бывшие колонии (страны Африки, Азии, Латинской Америки) Китай, Индия, Мексика, Малайзия, Таиланд

12. Сравните показатели занятости населения в двух гипотетических странах.

Отрасль А Б
Сельское хозяйство 55% 15%
Промышленность 25% 35%
Сфера услуг 20% 50%

Сделайте вывод о различиях в уровне экономического развития этих стран.

Страна А, вероятнее всего, слаборазвита аграрная, страна Б — среднеразвитая или развитая индустриальная.

Объясните свою точку зрения.

Чаще всего высокий процент занятости населения в сельском хозяйстве объясняется низким развитием остальных отраслей и слабой технической вооруженностью, поэтому страна А имеет низкий уровень развития. В стране Б высока доля сферы услуг в структуре занятости, однако ее недостаточно для постиндустриального этапа, ещё высокий процент промышленности.

13. Соотнесите перечисленные страны с одним из названных типов стран.

Лихтенштейн, Индия, Норвегия, Андорра, Китай, Казахстан, Южная Корея, Россия, Тайвань, Азербайджан, Сингапур.

  • Новые индустриальные страны: Тайвань, Южная Корея, Сингапур.
  • Страны — экспортеры нефти: Норвегия, Казахстан, Азербайджан.
  • Страны БРИК: Россия, Индия, Китай.
  • Микрогосударства: Лихтенштейн, Андорра.

14. Как вы понимаете термин «портово-промышленный комплекс»?

Форма территориальной организации производства, которая образовалась из отраслей хозяйства, которые в своём размещении тяготеют к портам.

Перечислите экономические задачи, которые решает портово-промышленный комплекс.

Способствуют концентрации производства; уменьшают транспортные затраты, что повышает конкурентную способность продукции.

15. Выберите правильный ответ.

Для третьего этапа развития структуры хозяйства характерна преобладающая роль:

  • сельского хозяйства;
  • промышленности;
  • сферы услуг.

16. Заполните таблицу.

Факторы размещения хозяйства

Фактор Механизм влияния на примере отрасли
Сырьевой производство калийных удобрений тяготеет к местам добычи калийной соли, т.к. отрасль материалоёмкая
Топливный наиболее крупные ТЭС приурочены к месторождению угля
Энергетический производство алюминия приурочена к энергетическим центрам (энергоёмкое)
Трудовой цветная промышленность развита в городах, где достаточно трудовых ресурсов
Потребительский производства пищевой промышленности находятся во всех крупных населённых пунктах, где есть потребитель
Транспортный производства, продукция которых экспортируется, тяготеют к транспортным линиям, также размещаются и отрасли, работающие на импортном сырье
Экологический вынос производств химической промышленности, металлургии, энергетики за пределы городов

17. Известно, что при расчете индекса человеческого потенциала учитываются: ожидаемая продолжительность жизни населения страны, уровень образованности населения, валовой внутренний продукт из расчета на душу населения.

Приведите доказательства того, что использование данных показателей действительно отражает уровень развития человеческого потенциала.

Ожидаемая продолжительность жизни и уровень образованности свидетельствует об уровне социальной сферы (здравоохранения, образования). Валовый внутренний продукт отражает экономическое развитие страны.

18. Понятием «устойчивое развитие» обозначают стратегии развития, учитывающие потребности сегодняшних и будущих поколении Какие причини вызвали необходимость разработки концепции устойчивого развития?

Возникновение к концу 20 века и обострение экологических, демографических, экономических проблем, духовный кризис.

19. Укажите основные отличительные особенности следующих комплексных показателей уровня социально-экономического развития стран:

ВВП: рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых за год во всех отраслях экономики.

ВНП: показатель, определяющий рыночную стоимость всех товаров и услуг, произведённых национальными предприятиями в пределах страны и за рубежом.

ИРЧП: интегральный показатель, рассчитываемый для равнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности, долголетия.

Определите, какой из них и почему является более надежными гибким показателем уровня развития и благосостояния стран.

Наиболее надёжным и гибки является показатель ВВП, т.к. он учитывает и отражает не только развитие госсреды, но и развитие предприятий иностранного капитала.

20. Проанализируйте основные принципы устойчивого развития:

  • повышать качество жизни человека;
  • сохранять жизнеспособность и разнообразие всего живого на Земле;
  • свести до минимума использование невозобновимых природных ресурсов;
  • развиваться в пределах потенциальной емкости природных систем Земли;
  • изменять сознание человека и стереотипы его поведения;
  • поощрять заинтересованность общества в сохранении среды обитания;
  • выработать концепцию интегрирования социально-экономического развития и охраны окружающей среды;
  • способствовать достижению единства действий на мировом уровне по сохранению природы и повышению качества жизни на Земле.

Ответьте на вопросы.

Соответствуют ли принципы устойчивого развития вашим представлениям о том, как следует жить?

Да, соответствуют.

Соответствует ли ваше личное поведение принципам устойчивого развития?

Соответствует принципам устойчивого развития идеальное общество. Современное же общество не может полностью следовать данной концепции. Однако делается много шагов к достижению данной цели. Самое главное и тяжёлое — изменение сознания человека и стереотипов его поведения.