Тема 1. Атмосфера. Погода и климат

1. Рассмотрите рисунок 1 (§ 1 учебного пособия). Выпишите названия газов, которые входят в состав атмосферного воздуха у земной поверхности.

Азот, кислород, углекислый газ, органы.

2. Заполните таблицу, используя материал учебного пособия (§ 1).

Строение атмосферы

Слой Границы Значение для природы Земли
Тропосфера поверхность Земли 8-10 км в полярных широтах; 16-18 в тропических происходит перемещение воздуха, образуются облака, выпадают осадки
Стратосфера 16-18 — 50-55 км содержит озоновый слой, который поглощает ультрафиолетовые лучи
Верхние слои атмосферы от 55 км отражает радиоволны, здесь образуется полярное сияние

3. Отметьте знаком «+» правильный ответ.

а) Верхний слой атмосферы — это:

  • стратосфера;
  • тропосфера;
  • озоновый слой;
  • ионосфера.

б) Основной источник загрязнения атмосферы — это:

  • лесные пожары;
  • транспорт;
  • вулканы;
  • отопление зданий.

4. Приведите доказательства, которые подтверждают, что атмосфера имеет большое значение для сохранения жизни на Земле.

Атмосфера защищает Землю от метеоритов, резких перепадов температур, оберегает организмы от космического излучения. Без атмосферы Земля была бы подобна Луне, т.е. безжизненной.

5. Заполните таблицу, используя материал учебного пособия (§ 1).

Сравнительная характеристика тропосферы и стратосферы

Черты сходства Черты отличия
подобный газовый состав, это два наиболее плотных слоя в атмосфере воздух более разряжён, почти нет водного пара, большая скорость ветра, имеет озоновый слой

Вывод.

Два нижних слоя атмосферы — тропосфера и стратосфера — имеют как сходства, так и отличия.

Объясните черты отличия между стратосферой и тропосферой.

Первая как более верхний слой имеет меньшую плотность воздуха, более низкие температуры, поэтому здесь сильные ветры, мало водяного пара и почти не образуются облака.

6. Перечислите существующие методы изучения атмосферы.

Наблюдения, измерения, космическая съёмка, дистанционное наблюдение, зондирование.

7. Укажите, какое научное (а) и практическое (б) значение имеет изучение атмосферы.

а) даёт возможность прогнозировать атмосферные явления на долгий срок, устанавливать закономерности, наблюдать за изменением состава атмосферы;

б) даёт возможность предугадывать различные атмосферные явления, которые могут негативно сказаться на людях и их хозяйственной деятельности.

8. Отметьте знаком «+» правильные ответы.

  • Количество солнечного тепла, которое получает земная поверхность:
  • зависит от величины угла падения солнечных лучей и продолжительности
  • освещения; зависит от высоты над уровнем моря; не зависит ни от чего;
  • зависит от характера подстилающей поверхности.

9. Вычислите среднесуточную температуру и амплитуду.

Время наблюдения Средняя температура Амплитуда
6 ч 14 ч 18 ч
+8 +17 +14 +13 9
-1 +4 0 1 5
-10 -6 -8 -8 4

10. Постройте график годового хода среднемесячных температур по данным таблицы.

Я Ф М А М И И А С О Н Д
-20° -18° -10° +2° +10° +15° +20° +18° +10° +3° -3° -17°

11. Температура воздуха у подножия горы составляет +18°С. Высота горы 4000 м. Какой будет температура воздуха на вершине горы?

Каждые 100 м ввысь температура падает на $0,6°C; 4000 : 100 · 0,6 = 24°C; +18°C - 24°C = -6°C.$

12. На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура -24°С, а у поверхности Земли в это время 20°С тепла?

Разность температур за бортом и на поверхности — $44°С. 44°С · 0,6 · 100 м = 2640 м$ — высота полёта.

13. На высоте 8 км термометр показал -12 °С. Какая температура в это время у поверхности Земли?

$8000$ м делим на $100$ и множим на $0.6$, получаем $48$ (градусов разность температуры на высоте и на поверхности); $-12°C + 48°C = 36°C$.

14. Сформулируйте основную закономерность, которой подчиняется распределение солнечного тепла по поверхности Земли.

Температура, а следовательно, и солнечное тепло по поверхности Земли распределяется зонально: уменьшается от экватора к полюсам.

15. Отметьте знаком «+» правильный ответ.

При опускании в шахту атмосферное давление:

  • остается неизменным.
  • уменьшается;
  • увеличивается;

16. У подножия горы давление воздуха составляет 760 мм рт. ст., а на вершине — 340 мм рт. ст. Определите высоту горы.

$760 - 340 = 400$ (разность давлений); $400 · 10.5 = 4200$ м (высота горы).

17. На вершине горы высотой 3 км барометр показал 420 мм рт. ст. Каково давление у подножия горы?

$3000 : 100 · 10.5 = 315$ (мм рт. ст); $315 + 420 = 735$ мм рт. ст.

18. Дополните схему.

Атмосферное давление
измеряется изменяется
барометры понижается при нагревании
  повышается при охлаждении
понижается с высотой

19. Проанализируйте рисунок 9 (§ 3 учебного пособия, с. 18). Сформулируйте закономерность, которая проиллюстрирована рисунком.

С высотой атмосферное давление падает.

20. Объясните причину возникновения ветра.

Ветер возникает из-за разницы давления над соседними территориями.

21. Укажите стрелкой, в каком направлении будет дуть ветер.

Направление ветра: слева направо.

22. Отметьте знаком «+» правильные ответы.

а) Ветер — это:

  • сила, с которой воздух давит на поверхность Земли, а также на все предметы, находящиеся на ней;
  • разница между наибольшей и наименьшей температурами;
  • горизонтальное перемещение воздуха.

б) Ветер возникает из-за:

  • неодинаковой температуры земной поверхности и воздуха над ней;
  • различного атмосферного давления в разных частях земной поверхности;
  • одинакового атмосферного давления в разных частях земной поверхности.

в) Скорость ветра между точками А и Б будет выше, если:

  • в точке А давление составляет 775 мм рт. ст., а в точке Б — 760;
  • в точке А давление составляет 770 мм рт. ст., а в точке Б — 740;
  • в точке А давление составляет 760 мм рт. ст., а в точке Б — 750.

г) Скорость ветра между точками А и Б будет ниже, если:

  • в точке А давление составляет 775 мм рт. ст., а в точке Б — 770;
  • в точке А давление составляет 770 мм рт. ст., а в точке Б — 745;
  • в точке А давление составляет 760 мм рт. ст., а в точке Б — 750.

д) Наиболее точно скорость ветра можно определить с помощью:

  • анемометра;
  • флюгера;
  • барометра.

е) Наиболее точно направление ветра можно определить с помощью:

  • анемометра;
  • флюгера;
  • барометра.

ж) Ветер, скорость которого колеблется от 18 до 30 м/с, — это:

  • шторм;
  • ураган;
  • штиль.

23. Укажите, какое научное (а) и практическое (б) значение имеет изучение ветра и механизмов его возникновения.

  • а) помогает изучению других атмосферных явлений;
  • б) помогает правильно планировать строительство промышленных объектов, имеет значение для сельского хозяйства.

24. Постройте розу ветров по данным таблицы.

С С-В В Ю-В Ю Ю-З З С-З
4 дня 2 дня 2 дня 2 дня 3 дня 5 дней 6 дней 6 дней

25. Отметьте знаком «+» правильное утверждение.

  • Чем выше температура воздуха, тем большее количество водяного пара в нем может содержаться.
  • Чем ниже температура воздуха, тем большее количество водяного пара в нем может содержаться.
  • Чем выше температура воздуха, тем меньшее количество водяного пара в нем может содержаться.

26. Проанализируйте рисунок 26 (§ 6 учебного пособия, с. 35). Установите, какая связь существует между температурой и влажностью воздуха.

Чем выше температура, тем больше влаги может содержать воздух.

27. Определите абсолютную влажность воздуха, если относительная влажность при температуре +10°С 50 %. Используйте данные рисунка 26 (§ 6 учебного пособия, с. 35).

$4.5$ г/м$^3$

28. Определите относительную влажность, если при температуре +20°С в воздухе содержится 8,5 г воды. Используйте данные рисунка 26 (§ 6 учебного пособия, с. 35).

$$8.5 г : 17 г = 0.5 (50\%).$$

29. 1 м$^3$ воздуха имеет температуру $-10°$С и содержит $2.0$ г воды. Такой воздух насыщен или нет? Ответ поясните. Используйте данные рисунка $26$ ($§ 6$ учебного пособия, с. $35$).

Воздух не насыщен, т.к. абсолютная влажность ($2$ г) меньше максимальной ($2.5$ г).

30. Дополните схему.

Виды атмосферных осадков
твёрдые жидкие смешанные
снег дождь снег с дождём
град морось  

31. Заполните таблицу, используя материал учебного пособия (§ 6).

Виды облаков

Виды облаков Основные признаки Высота распространения
перистые в виде тонких нитей или клочьев 7-10 км, 17-18 км
кучевые имеют вид куполов, бугров, башен, ярко-белые, возникают в тёплый период 2-5 км
слоистые в виде серого однородного слоя не более 2 км

32. Отметьте знаком «+» правильный ответ.

Кучевые облака:

  • имеют вид куполов ярко-белого цвета;
  • достигают в высоту 8 км;
  • имеют вид тонких белых нитей.

33. Постройте диаграмму облачности по указанным данным. Ясно — 8 дней, облачно — 12 дней, пасмурно — 10 дней. (1 клеточка — 2 дня).

34. Постройте по указанным данным круговую диаграмму осадков.

35. Разгадайте кроссворд «Атмосфера».

По горизонтали: 1. Нижний слой атмосферы (тропосфера). 5. Осадки, выпадающие из воздуха в теплое время года (роса). 6. Один из видов атмосферных осадков (снег). 7. Единица измерения облачности (балл). 8. Прибор для измерения атмосферного давления (барометр).

По вертикали: 1. Прибор для измерения температуры воздуха (термометр). 2. Скопление в атмосфере на значительной высоте капелек льда, выделившихся при охлаждении воздуха (облака). 3. Прибор для определения направления и силы ветра (флюгер). 4. Воздушная оболочка Земли (атмосфера).

36. Используя рисунок 37 (§ 8 учебного пособия), вычислите амплитуду температур.

Калининград Москва Екатеринбург Новосибирск Чита Петропавловск-Камчатский
20,8°C 28,3°C 32,9°C 38°C 46,1°C 22°C

Вывод.

Чем большая удалённость территории от океана, тем больше амплитуда температур.

37. Как вы думаете, почему на берегах океанов могут формироваться территории, где практически не бывает осадков (с. 18—19 атласа)?

Это результат действия холодных течений и препятствования гор проникновению влаги на другие территории. К тому же, в этих местностях преобладает высокое давление, что препятствует испарению влаги, а следовательно, и выпадению осадков.

38. Какие климатообразующие факторы определили самые влажные места на планете (с. 18—19 атласа)?

Географическая широта, распределение суши и океана.

39. Какие факторы в большей степени влияют на формирование климата Беларуси?

Удалённость территории от морей и океанов, а также рельеф.