Тема 35. Поведение как форма адаптации организмов

1.

а) Суммарный ответ организма на внешнее воздействие: поведение, рефлекс, таксис, инстинкт (нужное подчеркните).

б) Способность организмов к выполнению адаптивного поведенческого акта в сложившейся ситуации: инстинкт, таксис, рассудочная деятельность, рефлекс (нужное подчеркните).

2. Закончите предложения, вписав соответствующие термины или понятия

а) Форма ответной реакции организмов па внешнее воздействие в виде двигательной реакции к источнику раздражения или от него — таксисы.

б) Стереотипная реакция организма на изменение условий внешней или внутренней среды, осуществляющаяся при участии нервной системы, — рефлекс.

в) Приспособительное изменение поведения в результате предшествующего опыта, за счет которого достигается индивидуальное приспособление живых организмов к среде обитания, — научение.

3. Чем рефлексы отличаются от инстинктов? Ответ поясните на примерах

Инстинкты проявляются в любой момент жизнедеятельности, а рефлексы, если они условные, требуют научения. Иными словами: инстинкт — безусловная реакция, рефлекс — условная, проявляется при раздражении.

4. Что такое научение? Какие способы научения у животных вам известны? Ответ проиллюстрируйте примерами

Научение подразумевает изменение поведения в результате предшествующего опыта. Способы: импринтинг, подражание, привыкание. Например, птицы следуют за матерью или молодые тигры подражают взрослым.

5. Установите соответствие между типами рефлексов и их характеристикой

  1. Безусловные рефлексы
  2. Условные рефлексы
А — имеют наследственный характер
Б — возникают в процессе жизни особи
В — различаются у разных особей одного вида
Г — одинаковы у всех особей данного вида
Д — способны изменяться под влиянием факторов среды
Е — не изменяются в течение жизни
1 2
 А, Г, Е Б, В, Д

6. Для каких организмов характерна рассудочная деятельность? Приведите примеры, доказывающие наличие такой формы поведения тех или иных животных

Помимо человека, только для высших приматов. Приматы могут п=решать простейшие задачи и рисовать.

7. Поведение организмов является одним из результатов эволюции. Как связаны различные формы поведения с эволюционным положением той или иной группы организмов?

Чем выше эволюционное положение, тем сложнее формы поведения особей.

8. Во время выкармливания птенцов птицами часто можно видеть, что птенцы выпадают из гнезда. Объясните, почему нельзя брать выпавших из гнезда птенцов домой.

Птенец вследствие импринтинга привыкает к вам, как к новому объекту подражания и у него не сформируется необходимое для выживания поведение.