Тема 29. Прогресс и регресс в эволюции. Пути достижения биологического прогресса. Способы осуществления эволюционного процесса

1.

а) Один из путей эволюции, характеризующийся повышением у организмов уровня их организации, развитием приспособлений широкого значения и проникновением их в новую адаптивную зону: биологический прогресс, биологический регресс, арогенез, аллогенез, катагенез (нужное подчеркните).

б) Независимое развитие сходных признаков у неродственных организмов или их групп, развивающихся в одинаковых условиях среды: дивергенция, конвергенция, катагенез (нужное подчеркните).

2. Закончите предложения, вписав соответствующие термины или понятия

а) Один из путей эволюции, связанный с проникновением организмов в новые условия среды при развитии у них частных приспособлений, не связанных с повышением уровня организации, — аллогенез.

б) Путь эволюции, связанный с проникновением организмов в более простую среду обитания и упрощением строения и образа жизни, — биологический регресс.

в) Эволюционный упадок группы, выражающийся в уменьшении численности особей, сужении ареала и уменьшении числа соподчиненных систематических групп, — биологический регресс.

г) Расхождение признаков у родственных организмов или их групп, обитающих в разных экологических условиях, — дивергенция.

3. Установите последовательность ароморфозов в эволюции растений, обусловивших появление более высокоорганизованных форм

Последовательность: д, г, а, б, в.

4. Среди перечисленных видов выберите те, которые находятся в состоянии биологического регресса

лютик едкий, кувшинка чисто-белая, кубышка желтая, прострел луговой, купырь лесной, заяц-русак, зубр, черепаха болотная, аист белый, орлап-белохвост, одуванчик лекарственный, кабан дикий (нужное подчеркните).

5. Найдите соответствие между путями достижения биологического прогресса и их характеристиками

1 2 3
 А В Б

6. Объясните, почему нижеперечисленные признаки являются ароморфозами

а) двухсторонняя симметрия тела у животных;

обусловила подвижность и освоение новых сред.

б) трахейное дыхание у членистоногих;

помогло облегчить дыхание и одновременно сделать более лёгким организм, что позволило освоить и воздух.

в) четырехкамерное сердце у млекопитающих и птиц;

обеспечило теплокровность, что позволило расширить ареал расселения.

г) появление семян у растений;

предоставило возможность расселяться на далёкие расстояния и храниться в состоянии покоя.

д) появление цветка.

привлечение опылителей, что обеспечивает процесс размножения.

7. Как вы думаете, есть ли шансы у человека предотвратить исчезновение видов живых организмов, вставших на путь биологического регресса? Свои рассуждения подкрепите примерами

Шанс есть. Человек может соединить географически изолированные популяции одного вида, что даст возможность обновить генофонд и, возможно, спасёт вид.