Практическая 2. Решение задач на составление и анализ цепей питания

1. Закончите предложения

Последовательность организмов, в которой происходит поэтапный перенос вещества и энергии от источника (предыдущего звена) к потребителю (последующему звену), называется трофической цепью.

Совокупность организмов, которые в зависимости от способа их питания и вида корма составляют определенное звено пищевой цепи, называется трофическим уровнем.

2. Определите правильно составленную пастбищную цепь питания

б) трава → кузнечик → лягушка → уж;

3. Составьте пищевую цепь из следующих обитателей лесного сообщества: гусеницы, синицы, дубы, коршуны

Дубы → гусеницы → синицы → коршуны.

4. Определите функциональную роль в экосистеме следующих организмов

а) аскарида; б) волк; в) гнилостная бактерия; г) дятел; д) жук-навозник; е) жук-олень; ж) ель; з) клещ; и) подосиновик; к) сосна; л) сосновая пяденица; м) хлорелла; н) ястреб.

  • Продуценты: ж, к, м;
  • Консументы: б, г, з, е, л, и, а;
  • Редуценты: в, д, з;

Составьте цепь питания из пяти трофических уровней, выбрав необходимые организмы из приведенного выше перечням.

Сосна → сосновая пяденица → дятел → ястреб  клещ.

5. Составьте две цепи питания из предложенного перечня организмов: белка, лягушка, ель, бабочка, куница, змееяд, стрекоза, чертополох, уж

  • Чертополох → стрекоза → лягушка → уж → змееяд
  • Ель → белка → куница

6. Дополните схемы следующих цепей питания

  • а) тимофеевка луговая → бабочка → лягушка → змея;
  • б) опавшая листва → червь → грибы → бактерии.

К какому типу относятся эти цепи питания?

  • а) пастбищная цепь питания
  • б) детритная цепь питания

7. Составьте сеть питания организмов, обитающих в школьном аквариуме. Объясните, почему исключение из этой системы моллюсков и инфузорий приведет к резкому нарушению ее равновесия

Если исключить моллюсков из цепочки, начнут вымирать рыбы, а дафнии неограниченно размножаться. Если исключить инфузории, начнут вымирать дафнии, рыбы и моллюски, а бактерии будут размножаться без сдерживающих факторов.