Тема 14. Экосистема. Биогеоценоз. Структура экосистемы

1.

а) Изображенный па рисунке организм относится к консументам первого порядка, потому что он:

в) питается растениями;

(Буквы с правильными ответами обведите кружком.)

б) Участок территории с однородными условиями среды, место существования биоценоза: биотоп, экотоп, зооценоз, фитоценоз (нужное подчеркните).

2. Закончите предложения, вписав необходимые термины или понятия

а) Совокупность живых организмов и среды их обитания, связанных между собой обменом веществ и энергии, — экосистема.

б) Автогрофные организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических с использованием энергии солнечного света или окисления неорганических веществ, — продуценты.

в) Гетеротрофные организмы, потребляющие живое органическое вещество и передающие содержащиеся в нем атомы и энергию по пищевым цепям, — консументы.

г) Гетеротрофные организмы, разрушающие отмершее органическое вещество до минерального, — редуценты.

3. Выберите верные утверждения (буквы с правильными ответами обведите кружком)

  • а) Любую экосистему можно назвать биогеоценозом.
  • б) В каждой экосистеме для ее длительного существования необходимо наличие продуцентов, консументов и редуцентов.
  • в) Организмы одного и того же вида в экосистеме могут выполнять разные функции.
  • г) Для любой экосистемы характерен замкнутый круговорот веществ.
  • д) Насекомоядные растения (росянка, пузырчатка и др.) в экосистеме выполняют функцию консумеитов второго порядка.
  • е) Биогеоценозы выделяют только на суше.

4. Сравните понятия «биоценоз» и «экосистема». В чем заключаются сходство и различие этих биосистем?

Сходства: наличие обмена в-ви энергии; отличия: биогеоценоз территориально ограничен.

5. Среди перечисленных организмов выберите консументов (нужное подчеркните)

ель обыкновенная, клест-еловик, мышь-полевка, цианобактерия анабена, подосиновик, спирогира, инфузория туфелька, маршанция многообразная, дождевой червь.

6. К консументам второго порядка относятся (нужное подчеркните)

антилопа, белый медведьбычий цепень, дизентерийная амеба, виноградная улитка, волк, серая крыса, слон, тигрскорпион, паук-крестовик, кролик, саранча, морская свинка, крокодиллисица, окунь, колорадский жук, стрекоза большое коромысло, серая акулаястреб-перепелятник.

7. Рассмотрите аквариум. Объясните, почему он может служить моделью экосистемы. Чем аквариум отличается от природной экосистемы?

Организмы аквариума связаны круговоротом веществ. Отличается от природной экосистемы тем, что регулируется человеком.