Тема 3. Свет в жизни организмов

1.

а) Растения, которые могут нормально развиваться только при полном освещении: тенелюбивые, теневыносливые, светолюбивые (нужное подчеркните).

б) Растения, которые адаптировались к жизни в условиях затенения: тенелюбивые, теневыносливые, светолюбивые (нужное подчеркните).

2. Закончите предложения, вписав необходимые термины или понятия

а) Направленная ростовая реакция растений, вызванная односторонним освещением, — фототропизм.

б) Реакция организма на продолжительность светового дня, выражающаяся в изменении интенсивности физиологических процессов, — фотопериодическая реакция.

в) Растения, цветущие при увеличении длины дня (более 12 часов), — растения длинного дня.

3. Какие приспособления характерны для светолюбивых растений?

Световая структура листа, небольшие размеры листовой пластинки, её вертикальная ориентация, опушение, восковой покров.

4. Приведите примеры растений местной флоры, которые не выносят сильного освещения и живут под пологом леса. Какие у них для этого выработались приспособления? Что будет с ними при вырубке леса?

Кислицы. Приспособления: листья тонкие, крупные хлоропласты, много межклетников, листья перпендикулярны солнечным лучам. При вырубке леса растение погибнет.

5. В одном килограмме свежих листьев различных растений содержится разное количество хлорофилла: в подорожнике — 1,8 г, в аспидистре — 4,0 г. Какое из этих растений является светолюбивым, какое — теневыносливым? Обоснуйте свой ответ.

Светолюбивым является растение подорожник, тенелюбивым — аспидистра. Т.к. у тенелюбивых растений хлоропласты крупнее и, соответственно, хлорофилла больше.

6. Как вы думаете, оказывает ли влияние световой режим на географическое распространение животных? Ответ подтвердите конкретными примерами.

Да. Растения реагируют на продолжительность светлого времени суток. Короткодневные растения: рис, соя, просо; длиннодневные: пшеница, ячмень, овёс.

7. Инжир, завезенный в Калифорнию, долгое время не плодоносил, хотя температурные условия и влажность были благоприятными. Как вы думаете, каковы причины описанного факта?

Причиной стало изменение длинны светового дня, а также неблагоприятные почвы.

8. Школьница решила выяснить интенсивность цветения хризантем в зависимости от длины светового дня. Для этого она помещала горшки с хризантемами в специальные световые камеры, в которых на определенное время выключался свет. Интенсивность цветения оценивалась определенным индексом от 1 до 8. Полученные данные представлены ниже в таблице. Используя эти данные, постройте график зависимости интенсивности цветения хризантем от длины светового дня и сделайте вывод, к какой группе растений по типу фотопериодической реакции относятся хризантемы.

Зависимость интенсивности цветения хризантем от продолжительности темного периода суток

Длина темного периода Индекс цветения Длина темного периода Индекс цветения
7,5 0,0 13,8 5,5
8,5 2,6 14 4,4
9,5 4,0 14,5 4,0
12 5,0 15 2,5
13,5 6,0 15,5 0,0
Вывод: Хризантемы — растения короткого дня.