Тема 1. Селекция, ее задачи и основные направления. Методы селекции и ее достижения

1. Из перечисленных подчеркните, какая наука является основной для селекции:

цитология, генетика, ботаника, микробиология.

2. Закончите предложения.

а) Искусственно созданная человеком устойчивая группа организмов, имеющих определенные наследственные задатки, — это сорт, порода, штамм.

б) Явление, при котором возникает повышенная жизнеспособность и плодовитость у грибов первого поколения, полученных при скрещивании неродственных форм, называется гетерозис или гибридная мощность.

в) Гибрид пшеницы и ржи называется тритикале.

3. В каких случаях применяют близкородственное скрещивание?

В случае необходимости сохранить ценные аллели.

4. Какие недостатки имеет инбридинг?

В гомезиготное состояние переходят и мутации.

5. С чем связано явление гетерозиса? Приведите примеры «гетерозисных» животных.

Гетерезистное состояние признака обеспечивает большую жизнеспособность (кукуруза, бройлеры, свиньи).

6. К методам селекции, приведенным в левой колонке, подберите соответствующие характеристики из правой колонки.

  1. Массовый отбор
  2. Индивидуальный отбор
  3. Инбридинг
  4. Аутбридинг
  5. Автополиплоидия
  6. Мутагенез
  7. Аллополиплоидия
А — кратное увеличения числа наборов хромосом одного видаБ — скрещивание особей, относящихся к разным видам (родам)

В — близкородственное скрещивание

Г — получение мутантов, служащих исходным материалом для гибридизации и отбора

Д — отбор по фенотипу группы особей с нужными признаками; применяется у перекрестноопыляемых растений многократно в ряду поколений

Е — отбор единичных особей по генотипу с нужными признаками; применяется у самоопыляемых растений однократно или многократно в ряду поколений и приводит к получению чистых линий; у сортов, размножающихся вегетативно, позволяет закрепить признаки, которыми обладает гетерозиты

 

1 2 3 4 5 6 7
Д Е В Б Ж Г А

7. Во втором и последующих поколениях эффект гибридной силы постепенно снижается. Используя знания по генетике, попытайтесь объяснить этот факт.

В последующих поколениях возрастает количество гомозиготных особей.

8. У каких организмов возможно закрепление гетерозиса? Почему это возможно?

У несамоопыляющихся растений.

9. Каким способом можно преодолеть бесплодие у гибридов, полученных при отдаленной гибридизации? Всегда ли это возможно? Ответ проиллюстрируйте конкретными примерами.

Путем аллоплоидии — кратного увеличения числа хромосом, но это возможно только для растений.

10. Генотип тритикале состоит из генотипа гексаплоидной пшеницы и диплоидной ржи. После получения гибрида количество хромосом удвоено. Определите количество хромосом в генотипе тритикале, если пшеницы $2n = 14,$ у ржи $2n = 14.$

  • пшеница $8n = 56;$
  • рожь $2n = 14;$
  • тритикале $140.$